Main > Lessons > Begin > Цветокоррекция

Рассматривая фотографии, вы, наверное, обращали внимание на то, что одни из них яркие, другие тусклые, словно подернутые серой дымкой. В тусклой фотографии светлые участки выглядят как светло-серые, а темные - как темно-серые. В ярком контрастном изображении света почти белые, даже если это цветная фотография, а тени почти черные. Если фотография яркая, это означает, что в ней, как и в реальном мире, присутствуют все градации яркости - от самых темных тонов до самых светлых

Присутствие в изображении самых светлых и самых темных тонов создает впечатление хорошего контраста. Однако излишний контраст приводит к тому, что тени и свет распространяются и на средние тона. Как правило, большинство деталей изображения окрашены именно в средние тона, и излишний контраст приводит к потере этих деталей.

Если в фотографии одновременно присутствуют и самые светлые участки, и самые темные, и средние тона, говорят, что она хорошо сбалансирована по тону. Если же свети и тени серые или, наоборот, подавляют средние тона, то изображение нуждается в тоновой коррекции.

Другой недостаток характерен только для цветных фотографий. Встречаются фотографии с явным преобладанием какого-нибудь одного цвета. Иногда в результате неправильного сканирования или плохой обработки фотопленки к некоторым цветам подмешивается посторонний цвет. А бывает так, что небо в пейзаже вдруг приобретает слегка фиолетовый оттенок, или лицо человека, снятого в лесу на фоне листвы, становится чуть-чуть зеленоватым. Такие фотографии нуждаются в цветовой коррекции.

Возможности Photoshop в области цветокоррекции очень велики, но не безграничны. Фотографию из бабушкиного архива вы не доведете до уровня современной студийной съемки. Если все сюжетно важные детали изображения безнадежно утонули в тенях, программе неоткуда будет их взять. Но из того малого, что есть в плохой фотографии, можно сделать вполне приемлемое изображение. А хороший исходный материал позволит получить отличную профессиональную фотографию.

Цветокоррекция

Прежде чем приступать к коррекции уровней яркости изображении хорошо бы иметь инструмент для оценки этих уровней. Такой инструмент есть, и вызвать его можно с помощью команды Image/Histogram (Изображение/Гистограмма). Диалоговое окно Histogram (Гистограмма) представляет собой график, где по оси X откладываются значения яркости, а по оси Y - количество пикселов соответствующей яркости. Под осью X имеется полоска, цвет которой наглядно показывает, какие значения яркости отложены на оси.

Всего в канале Luminosity (Яркость) имеется 256 градаций яркости. Столько же градаций яркости (по числу полутонов в цветовом канале) имеется в каждом канале цвета. Чтобы просмотреть гистограммы каждого канала, выберите их названия из списка Channel (Канал).

Как видно из гистограммы на рисунке, большая часть пикселов в этом изображении окрашена в средние и светлые тона. Процесс коррекции уровней яркости заключается в том, чтобы недостаточно темные пикселы сделать более темными, а недостаточно светлые - более светлыми.

На гистограмме это отобразится как растягивание гистограммы по всему диапазону яркости. Если изображение хорошо сбалансировано по яркости, его гистограмма занимает весь или почти весь диапазон.

Команды автоматической коррекции уровней яркости.

Для простых случаев тоновой коррекции в Photoshop предусмотрены команды Auto Levels (Автоматическая тоновая коррекция), Auto Contrast (Автоматическая коррекция контраста) и Equalize (Выровнять яркость). Эти команды не имеют диалоговых окон, и весь процесс коррекции берет на себя программа.

Auto Levels (Автоматическая тоновая коррекция). Эта команда расположена в меню команды Image/Adjust (Изображение/Коррекция). Принцип действия ее таков. В каждом канале отдельно программа ищет самый темный и самый светлый пикселы. Эти пикселы окрашиваются соответственно в черный и белый цвета. Все остальные пикселы в каждом канале перераспределяются по диапазону яркостей так, чтобы заполнить его полностью.

Auto Contrast (Автоматическая коррекция контраста). После выбора команды Image/Adjust/Auto Contrast программа так же, как и при выборе команды Auto Levels, отыскивает в каждом канале самый светлый и самый темный пикселы и окрашивает их в черный и белый цвета. Пикселы, соответствующие теням, перераспределяет в диапазоне между средними тонами и черным цветом, т.е. делает темнее. Пикселы, соответствующие светлым, перераспределяет между средними тонами и белым цветом, т.е. делает светлее. А средние тона оставляет без изменений. В результате общий контраст изображения повышается.

Equalize (Выровнять яркость). Эта команда находится непосредственно в том же меню команды Image/Adjust. В отличие от двух предыдущих команд, Equalize перераспределяет пикселы не в каждом отдельном цветовом канале, а в канале Luminosity (Яркость) цветовой модели Lab. В остальном она действует так же, как команда Auto Levels, но эффект от ее применения несколько грубее.

Команда Brightness/Contrast (Яркость/Контраст). Эта команда позволяет быстро, просто и наглядно регулировать яркость и контраст изображения. Ее диалоговое окно имеет всего два параметра: Brightness (Яркость) и Contrast (Контраст). По умолчанию значения обоих параметров равны 0. Смещая скользящие указатели влево, можно уменьшить яркость и контраст, а вправо - увеличить значения этих параметров. При установленном флажке Preview (Предварительный просмотр) можно тут же наблюдать результат своих действий в окне изображения. Весь процесс напоминает регулировку изображения на экране телевизора.

 

Команды ручной коррекции уровней яркости.

Команда Levels (Уровни). Команда Image/Adjust/Levels (Изображение/Коррекция/Уровни) позволяет вручную, а значит, более точно, настроить уровни яркости изображения. В верхней части диалогового окна Levels (Уровни) имеется гистограмма с тремя скользящими указателями под ней. На этой гистограмме программа показывает входящий уровень яркости (Input Levels), а крайние указатели определяют ширину диапазона уровней яркости. В нижней части диалогового окна расположена полоска с двумя указателями. Положение этих указателей определяют ширину исходящего диапазона яркостей (Output Levels). Если сузить входящий диапазон и оставить без изменений исходящий, то яркости пикселов перераспределятся и гистограмма растянется от значения яркости 0 до значения 255.

Ключевую роль в этом процессе играют три скользящих указателя под гистограммой. Черный указатель соответствует черному цвету, белый указатель - белому. Смещая эти указатели к краям гистограммы, мы задаем новый диапазон яркости. После щелчка на кнопке ОК точка, на которую указывает черный указатель, будет соответствовать яркости 0, т.е. черному цвету. Точка, на которую указывает белый указатель, получит значение яркости 255, т.е. белый цвет. Все остальные пикселы перераспределятся между ними.

Серый указатель соответствует значению яркости 128, т.е. середине диапазона яркости. По умолчанию он и находится посередине между черным и белым указателями. Как бы мы ни смещали черный и белый указатели, серый всегда будет становиться посередине между ними, определяя тем самым середину исходящего диапазона яркости. Если сместить серый указатель влево (к темным тонам), то середина исходящего диапазона тоже сместится влево и темные тона окажутся на уровне яркости 128, т.е осветлятся. Если сместить этот указатель вправо, то на уровне яркости 128 окажутся светлые тона. Светлые тона станут средними тонами, т.е. станут темнее.

Исходящий диапазон яркостей (Output Levels) тоже можно ограничить, сдвинув соответствующие скользящие указатели, но это приведет к снижению контрастности изображения. В практической работе редко когда возникает необходимость сузить диапазон уровней яркости. Указатели исходящего диапазона, как правило, смещают только тогда, когда хотят перераспределить средние тона, не расширяя диапазон яркостей.

Диалоговое окно Levels позволяет настраивать уровни, используя самый темный и самый светлый пикселы изображения. Для этого служат Пипетки в правой части диалогового окна. Выберите черную Пипетку и щелкните на самом темном пикселе. С помощью белой Пипетки обозначьте самый светлый пиксел. Уровни настроятся автоматически. Гистограмма составного изображения (RGB в списке Channel (Каналы)) сразу покажет вам уровни изображения после тоновой коррекции. Выбрав в том же списке название какого-нибудь канала, вы увидите его гистограмму до тоновой коррекции и по положению скользящих указателей сможете определить, какая часть пикселов будет отсечена.

Команда Curves (Кривые).Команда Levels (Уровни) позволяет довольно точно настроить уровни яркости, но всего в трех диапазонах: в диапазоне теней, средних тонов и светов. Команда Curves (Кривые) - одна из самых сложных в Photoshop, зато она позволяет определить столько диапазонов яркости, сколько необходимо, и отрегулировать их очень точно.

После выбора команды Image/Adjust/Curves (Изображение/Коррекция/Кривые) на экране появляется диалоговое окно этой команды.

Важнейшим элементом этого диалогового окна является градационная кривая, которая занимает почти все диалоговое окно. По оси X в этой кривой откладываются входящие уровни яркости, а по оси Y - исходящие. Рядом с осями имеются градиентные полоски, которые наглядно показывают, какой градации яркости соответствует та или иная точка на оси. Форма кривой, представленная на рисунке, соответствует преобразованию уровней 1:1 по всему диапазону, т.е. отсутствию всякого преобразования. Наклон кривой более 45 градусов соответствует растяжению исходящего диапазона, а наклон менее 45 градусов - его сужению. Горизонтальные участки кривой соответствуют отсечению пикселов определенной яркости.

Для редактирования градационной кривой предусмотрено два инструмента: Кривая и Карандаш .С помощью Кривой щелчками на градационной кривой можно задать опорные точки, и, смещая их мышью, задать ее форму. В полях Input (Вход) и Output (Выход) показаны координаты активной опорной точки С помощью Карандаша можно просто нарисовать новую градационную кривую. В полях Input и Output выводятся координаты Карандаша. После выбора этого инструмента становится активной кнопка Smooth (Сглаживание). Щелчок на этой кнопке позволяет превратить нарисованную Карандашом ломаную линию в гладкую кривую, а дальнейшие щелчки позволяют еще больше сгладить ее.

Для того чтобы увеличить контраст изображения в диалоговом окне Levels (Уровни) необходимо сдвинуть черный и белый скользящие указатели навстречу друг другу. Такого же эффекта в диалоговом окне Curves можно достичь, если придать градационной кривой форму, показанную на рисунке. Горизонтальные участки АВ и CD отобразятся на оси Y в точки со значениями яркости 0 и 255. Все пикселы со значениями яркости, укладывающимися в эти диапазоны, станут черными (значение яркости - 0) или белыми (значение яркости - 255). Значения яркости остальных пикселов (отрезок ВС на оси X) равномерно перераспределятся между этими двумя значениями (отрезок FE на оси Y), в результате чего увеличивается контрастность.

Уменьшить общую контрастность в диалоговом окне Levels можно путем ограничения исходящего диапазона значений яркости. Соответствующая градационная кривая должна выглядеть так, как показано па рисунке. Полный диапазон значений яркости (отрезок АВ на оси X) от 0 до 255 сжимается до размеров отрезка CD на оси Y.

Кривая, показанная на рисунке, позволяет осветлить средние тона изображения. Точка С имеет входящий уровень яркости 128, т.е. является серединой диапазона яркостей. После преобразования ее значение яркости будет равно 189 Для пикселов изображения это означает, что пикселы с яркостью 128 после преобразования будут иметь яркость 189, те. осветлятся. Из этой кривой видно, что более короткий отрезок АВ на оси X преобразуется в более длинный отрезок FG на оси Y Это означает, что самые темные пикселы, соответствующие почти черному цвету, такими же черными и останутся Чем светлее пиксел, тем в более светлый он будет преобразован, а контраст изображения в тенях увеличится (растяжка диапазона яркостей, FG длиннее, чем АВ). Как мы уже отмечали средние тона (отрезок BD на оси X) в целом осветлятся Длинна отрезка BD примерно равна длине отрезка GI, следовательно, контраст в средних тонах останется прежним.

Самые светлые пикселы (отрезок DE на оси X) будут немного осветлены, но чем они светлее, тем в меньшей степени. Поскольку отрезок IJ на оси Y намного короче, чем DE, контраст изображения в светах снизится (сужение диапазона значений яркости).

Приступая к выполнению тоновой коррекции с помощью диалогового окна Curves, изображение лучше преобразовать в цветовую модель Lab. Такое преобразование не наносит изображению никакого вреда. Канал Lightness (Яркость) содержит информацию о яркости изображения. Выбрав его из списка Channels (Каналы), можно настроить уровни яркости, не исказив при этом цвета изображения.

Определяя, к какой части диапазона яркости относится тот или иной участок изображения, не стоит полагаться на собственное зрение и настройку монитора. Если диалоговое окно Curves уже на экране, достаточно переместить курсор в окно изображения, и он превратится в инструмент Пипетка. Поместите Пипетку в точку изображения, которая вас интересует, щелкните на кнопке мыши, и маркер на кривой точно укажет ее уровень яркости. Чтобы определить тоновой интервал участка изображения, проведите по нему курсором при нажатой кнопке мыши. Движущийся по градационной кривой маркер покажет отрезок графика, ответственный за яркость выбранного участка.

Точно настроить все тона изображения бывает довольно сложно. Незначительные сдвиги кривой иногда приводят к довольно заметным изменениям в изображении, а большое количество опорных точек заставляет ее причудливо изгибаться. Поэтому если изображение нуждается в сложной тоновой коррекции (по многим интервалам яркости), разделите этот процесс на несколько этапов.

Сначала займитесь, например, тенями. Добившись желаемого результата в тенях, щелкните на кнопке ОК и снова откройте диалоговое окно Curves. Градационная кривая предстанет перед вами в виде прямой линии, проведенной под углом 45 градусов, но темные участки изображения будут уже откорректированы. Теперь можно заняться средними тонами. Зафиксируйте нижнюю часть кривой двумя опорными точка и приступайте к коррекции средних тонов. Закончив эту часть работы, снова щелкните на кнопке ОК и т.д.

 

Коррекция цвета

Как в тоновой коррекции важен баланс светов и теней, так в коррекции цвета важен баланс цветов. В этой части статьи под словом "цвет" будет подразумеваться не тот цвет, который получается путем смешивания каналов RGB или CMYK, а цвет в "чистом" виде. Информация о цвете в "чистом" виде содержится в канале Hue (Цветовой тон) цветовой системы HSB (Hue - Цветовой тон, Saturation - Насыщенность, Brightness - Яркость).

Эту модель чаще всего представляют в виде цилиндрической системы координат. Координата Hue задается в градусах цветового круга от 0 до 360, а координаты Saturation и Brightness в процентах. Параметр Hue содержит информацию о цвете, а параметры Saturation и Brightness - обо всех оттенках этого цвета. Желтому цвету соответствует угол 60°, зеленому - 120°, синему - 240° и т.д. Диаметрально противоположные цвета, такие как желтый и синий или пурпурный и зеленый, называются дополнительными.

Цветокоррекция заключается в смещении цвета согласно цветовому кругу. Чтобы добавить синий цвет нужно сместить цвет всех пикселов в сторону отметки 240° на определенный угол. А чтобы прибавить синий цвет, следует прибавить немного голубого и пурпурного (эти цвета находятся неподалеку от синего на цветовом круге) и уменьшить количество желтого, красного и зеленого. Поэтому при цветокоррекции любое изменение любого из цветов приводит к изменению всех цветов.

 

Команда Variations (Варианты)

Эта команда позволяет производить не только цветовую, но и тоновую коррекцию изображения. После выбора Image/Adjust/Variations (Изображение/Коррекция/Варианты) в диалоговом окне этой команды можно откорректировать цвета в трех тоновых диапазонах: Shadows (Тени), Midtones (Средние тона) и Highlights (Света). Выбор диапазона осуществляется с помощью переключателя в верхней части окна.

В левом верхнем углу представлены две уменьшенные копии исходного и текущего изображения (Original и Current Pick). Еще одна копия текущего изображения размещается в центре группы из шести миниатюр, каждая из которых соответствует одному из основных цветов.

Если щелкнуть на одной из этих миниатюр, например на More Red (Больше красного), в текущее изображение будет добавлена порция красного цвета. Размер этой порции устанавливается с помощью скользящего указателя в верхней части диалогового окна и может колебаться от Coast (Грубо) до Fine (Тонко). Каждая миниатюра заранее показывает, как изменится текущее изображение, если вы добавите в него очередную порцию того или иного цвета.

При подготовке изображения для печати стоит установить флажок Show Clipping. В этом случае при возникновении в изображении цветов, которые не могут быть переданы цветовой моделью CMYK, во всех миниатюрах появятся предупреждающие области инверсного цвета.

В правом нижнем углу диалогового окна расположена группа из трех миниатюр, предназначенная для тоновой коррекции выбранного диапазона. При щелчке на верхней миниатюре Lighter (Светлее) происходит осветление тонового диапазона, а при щелчке на Darker (Темнее) - затемнение.

Разработчики программы решили, что, поскольку восемь изображений заранее предупреждают вас о возможных последствиях добавления того или иного цвета, команда отмены не нужна. Если все-таки вы ошибочно добавили в изображение порцию цвета и хотите отменить это действие, щелкните на миниатюре дополнительного к нему цвета.

Например, вы хотите отменить добавление желтого цвета Дополнительным к желтому является синий цвет. Щелкните на миниатюре More Blue (Больше синего) при том же положении указателя Coast/Fine (Грубо/Тонко), и добавление желтого будет отменено. Если же вы хотите отменить все действия и вернуться к первоначальному состоянию, щелкните на копии обрабатываемого изображения Original (Оригинал).

 

Команда Color Balance (Цветовой баланс).

Эта команда, хотя менее наглядно и точно, но зато намного быстрее, чем команда Variations, позволяет восстановить цветовой баланс изображения. Как и все команды коррекции, она находится в меню команды Image/Adjust (Изображение/Коррекция). Как уже отмечалось, восстановление цветового баланса основано на смещении цветов пикселов по цветовому кругу. Именно так и действуют указатели диалогового окна Color Balance.

Как и в окне Variations, можно восстановить цветовой баланс отдельно в каждом из тоновых диапазонов (группа переключателей Tone Balance (Тоновой баланс)). Смещая любой из указателей в сторону одного из базовых цветов, вы добавляете этот цвет в изображение. Одновременно вы уменьшаете количество дополнительного к нему цвета.

Базовые цвета неравнозначны по яркости. Желтый цвет ярче синего, голубой ярче красного. Поэтому, смещая скользящий указатель в сторону желтого цвета, вы делаете изображение ярче. Чтобы Photoshop мог скомпенсировать этот эффект и яркость изображения осталась на прежнем уровне, установите флажок Preserve Luminosity (Сохранять яркость).

 

Изменение цвета изображения.

Если в изображении некоторые цвета искажены, например из-за некачественного сканирования или вследствие выцветания части пигмента фотобумаги, настройка цветового баланса уже не поможет восстановить естественные цвета фотографии. В этом случае требуется не сдвигать все цвета по цветовому кругу (с большинством цветов все как раз может быть в порядке), а заменить искаженные цвета на естественные. Для этой цели служит команда Image/Adjust/Hue/Saturation (Изображение/Коррекция/Цветовой тон).

Диалоговое окно этой команды дает возможность не только восстанавливать цветовой баланс, но и заменять один цвет на другой и даже раскрашивать черно-белые изображения.

Если в списке Edit (Редактирование) выбрана опция Masters, диалоговое окно является еще одним довольно удобным инструментом настройки цветового баланса. В нижней части диалогового окна имеется две радужные полоски с образцами цвета. Верхняя полоска показывает цвета исходного изображения, а нижняя - цвета, в которые они будут преобразованы в результате цветокоррекции.

Указатели Hue, Saturation и Lightness в точности имитируют систему HSB. Достаточно сдвинуть указатель Hue (Цветовой тон), и нижняя полоска придет в движение. Число в поле рядом со скользящим указателем показывает, на какой угол по цветовому кругу сдвинуты цвета всех пикселов. Наблюдая за нижней радужной полоской, вы увидите, в какие цвета будут преобразованы цвета изображения. Если, например, напротив красного цвета оказался синий, то все оттенки красного будут заменены оттенками синего цвета. Одновременно с этим синий будет заменен на зеленый, зеленый - на красный, пурпурный - на голубой и т.д.

При движении скользящего указателя Saturation (Насыщенность) меняется насыщенность цветов нижней полоски. С помощью этого указателя вы можете изменить насыщенность цветов от -100% до +100%, те. либо полностью обесцветить изображение, либо в 2 раза повысить степень насыщенности его цветов. Указатель Lightness (Яркость) позволяет изменить яркость изображения в пределах от -100% до +100%. В этом случае -100% означает полностью лишить цвет яркости, т.е. преобразовать его в черный, а +100% - преобразовать все цвета в белый цвет.

Для того чтобы изменить какой-нибудь один цвет и при этом не менять все остальные цвета, выберите из списка Edit цвет, наиболее близкий к тому, который нуждается в замене.

Предположим, в изображении необходимо заменить желто-горячий цвет на ярко-желтый. Выберем из списка Edit опцию Yellow (Желтый). Это не тот цвет, который нам нужен, но близкий к нему. Диалоговое окно изменит свой вид так, как показано на рисунке. Теперь в нем стали доступными три Пипетки, и между радужными полосками появилась конструкция из четырех скользящих указателей.

Эти указатели предназначены для ограничения цветового диапазона, который требуется изменить. Внутренние указатели задают цветовой диапазон, который должен быть преобразован в новый цвет, боковые указатели расширяют этот диапазон и задают еще два интервала. Цвета, попавшие в эти интервалы, частично преобразуются в новые, а частично смешиваются со старыми. Таким образом достигается плавность цветовых переходов.

Поместим курсор в центре между всеми четырьмя указателями, нажмем кнопку мыши и переместим всю конструкцию так, чтобы желто-горячий цвет оказался посередине между внутренними указателями. Для того чтобы в преобразование не вовлекались красный и ярко-желтый цвет, сдвинем внутренние указатели. Чтобы обеспечить плавность переходов цвета, немного раздвинем внешние указатели. Остается сместить указатель Hue примерно на 12° влево, так чтобы ярко-желтый цвет на нижней радужной полоске тоже оказался между внутренними указателями, и щелкнуть на кнопке ОК.

Если вам сложно на глаз определить, в какое место под верхней полоской следует поместить скользящие указатели, можно воспользоваться Пипетками. В списке Edit выберите цвет, который примерно соответствует тому, который вы собираетесь редактировать. Выберите первую Пипетку и щелкните ею на пикселе нужного цвета. Указатели сами переместятся в нужное место под верхней радужной полоской. Чтобы расширить диапазон, выберите вторую Пипетку, а чтобы сузить его - третью.

Диалоговое окно Hue/Saturation можно использовать и для создания цветных фотографий из черно-белых. Для этого выполните следующее:

  1. Откройте полутоновое изображение и преобразуйте его в цветовую модель RGB (Image/Mode/RGB Color - Изображение/Режим/RGB).
  2. Выделите область, которая должна быть окрашена.
  3. Выберите команду Image/Adjust Hue/Saturation и установите флажок Colorize (Раскрашивание). Этот флажок переводит диалоговое окно в режим раскрашивания изображений.Теперь среднее положение указателя Hue означает, что смещение выполнено не на 0° по цветовому кругу, а на 180°, т.е. получен голубой цвет. В целом все указатели начинают работать так же, как указатели палитры Channels (Каналы) в режиме HSB и задают цвет раскрашивания Нижняя радужная полоска показывает не весь спектр, а образец цвета раскрашивания.
  4. С помощью скользящих указателей задайте желаемый цвет и щелкните на кнопке ОК.

Далее вы точно так же область за областью можете раскрасить все изображение.
Многие задаются вопросом: как перевести яркое изображение (чаще всего фото) в один тон. Это очень легко сделать:
1. Открываем на одном слое нашу картинку.
2. Создаем по верх него новый слой Layer\New\Layer (Shift+Ctrl+N).
3. Заливаем его нужным цветом (обычно #804000).
4. Устанавливаем ему режим Mode:Hue.
Эта инфа должна была попасть в мою статью по цветокоррекции, но я запамятовала.

Автор статьи: CyberCat

Rambler's Top100 TopList